В образовательном процессе МБДОУ № 11 «Голубой вагон» г. Сальска  активно применяются как традиционные, так и инновационные педагогические технологии. Проектируя образовательный процесс, мы в первую очередь, ориентируемся на решение актуальных проблем, на необходимость обеспечения высокого качества образовательных услуг, а также на социальные запросы родителей и необходимость внедрения в образовательный процесс современных методик и форм обучения.

 

 

Здоровьесберегающие технологии направлены на укрепление здоровья ребенка, привитие ему здорового образа жизни.  Это особенно актуально в свете ухудшения экологии, общей картины здоровья, неправильного питания.

Цель: формировать у дошкольников представление о значимости физического и психического здоровья человека; воспитывать умение беречь и укреплять своё здоровье

Задачи:

-  воспитывать у дошкольников культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;

-  развивать психические и физические качества и проводить профилактические мероприятия, способствующие укреплению здоровья дошкольников;

-  обучать дошкольников пониманию смысла здорового образа жизни и её ценности и ценности жизни других людей.

 

Средства реализации данной технологии

Помимо медико-профилактических мероприятий, здоровьесберегающая технология реализуется посредством системного использования в режимных моментах, во время ООД и занятий со специалистами следующих методик:

-  Упражнения из «Гимнастики мозга» (П.Деннисона)

-  Игры и упражнения с шариками «СУ-ДЖОК»

-  Игры-упражнения с песком

-  Пальчиковая гимнастика

-  Подвижные и малоподвижные игры

-  Артикуляционная гимнастика

-  Гимнастика для глаз

-  Динамические паузы и физминутки

-  «Гимнастика – пробуждение после сна» (Ефименко Н.Н.)

     В МБДОУ проводится большое количество спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятий. Эффективность применения здоровьесберегающих технологий в нашем детском саду подтверждается средним показателем пропущенных дней при посещении дошкольной образовательной организации по болезни на одного воспитанника.

     Проектно-исследовательская деятельность помогает ребенку выявлять актуальную проблему и посредством ряда действий ее решить. Реализуется педагогами совместно с детьми и родителями воспитанников.

Цель: становление у дошкольников научно-познавательного, практически-деятельного, эмоционально-нравственного отношения к действительности.

Задачи:

-  воспитывать потребность изучать окружающий мир через проектно - исследовательскую деятельность;

-  развивать творческую активность познавательных процессов;

-  учить решать исследовательские задачи, применяя новые инновационные методы и средства.

 

 

 

 

 

     Проектно-исследовательская деятельность в нашем ДОУ за последние годы стала одной из востребованнейших форм совместной работы педагогов, воспитанников и родителей воспитанников. Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками и их родителями становится сегодня оптимальным, инновационным и перспективным методом развития и укрепления социально-партнерских отношений.

     Планирование работы в рамках проектной деятельности происходит на стадии разработки Рабочей программы каждого педагога перед началом учебного года. В младшей и средней возрастных группах планируется к проведению два проекта в год, а в старшем подготовительном возрасте – три проекта в течение учебного года. Наиболее успешные педагогические проекты принимают участие  в региональных и всероссийских образовательных конкурсах.

      Личностно-ориентированные технологии  обеспечивают условия для развития индивидуальности ребенка, определяют стиль общения педагога с воспитанниками и особенности организации образовательной деятельности конкретной группы, с учетом индивидуальных особенностей и потребностей каждого воспитанника.

   Информационно-коммуникативные технологии.  На сегодняшний день нашим воспитателям доступен довольно обширный выбор применения ИКТ в своей практике. Это компьютер, использование сети интернет, телевизор, видео, различного рода мультимедиа. Воспитатели стали для ребенка проводником в мир новых технологий, который в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме помогает развить логическое мышление детей, усилить творческую составляющую образовательного процесса.

      Реализуя данную технологию,  педагоги решают следующие задачи:

-   Стимулирование познавательной активности и познавательной мотивации  дошкольников

-   Оптимизация взаимодействия педагогов с родителями воспитанников и педагогами ДОУ

-   Обеспечение разнообразия форм поддержки образовательного процесса.

 В МБДОУ № 11 «Голубой вагон» г. Сальска  постоянно функционирует официальный сайт образовательной организации и персональные сайты воспитателей и специалистов.  Официальный сайт-это визитная карточка дошкольного образовательного учреждения, его основная задача - полное информирование родителей воспитанников об особенностях работы ДОУ. Сайт МБДОУ постоянно обновляется.

     Технология социального партнерства – это система взаимодействия между родителями воспитанников и педагогами ДОУ, в основе которого лежит взаимное уважение, равноправие, сотрудничество в сложных или спорных моментах.                                                      

Социальное партнерство предполагает:

-      единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей, а также общая заинтересованность в их достижении;

-      помощь, уважение и доверие ребенку как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;

-      знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи и их максимальное использование в совместной работе родителями;

-      возможность для родителей беспрепятственного общения с педагогами и специалистами детского сада по вопросам воспитания и развития ребенка;

-      изучение социального запроса родителей создание условий для возможностей вариативного участи родителей в жизни дошкольного образовательного учреждения.                            

Реализация данной технологии в нашем ДОУ начинается с:

-      Полного информирования родителей особенностях работы дошкольного учреждения, создания условий для психолого-педагогического просвещения родителей с использованием современных информационных технологий. В связи с этим особое внимание мы уделяем своевременному обновлению контента официального сайта. ?      Изучение социального запроса родителей, их актуальных потребностей, оценка готовности родителей к участию в различных педагогических мероприятиях и их пожеланий к педагогическому процессу в ДОУ. Такая работа проводится в форме анкетирования, родительских собраний, индивидуальных бесед педагогов с родителями, а также в формате  онлайн на сайте ДОУ.

     Родители, в свою очередь, выбирают ту форму взаимодействия с детским садом, которая им ближе и интересней:

-      участие в конкурсных и праздничных мероприятиях, общение с педагогами и специалистами ДОУ в групповом или индивидуальном консультировании (в том числе и с использованием электронной почты);

-      участие в педагогических проектах воспитателей и специалистов, участие в «творческих домашних заданиях» (детское экспериментирование, изготовление поделок, коллажей, игрушек и костюмов, и др.)

-      участие в организации и проведении ООД , детских экскурсиях и игровых досугах.

 Открытость и доброжелательность педагогов, их интерес к использованию современных педагогических технологий, мотивируют родителей на сотрудничество и активное участие в жизни детского сада.

Игровые технологии – это ведущий способ организации деятельности детей в МБДОУ № 11 «Голубой вагон» г. Сальска. Игровая технология опирается на принцип активности ребенка и характеризуется высоким уровнем мотивации и естественной потребностью дошкольника к познавательной деятельности. 

     Задачи, которые ставят перед собой педагоги, реализуя данную технологию:

• Создание благоприятной эмоциональной атмосферы, повышение познавательной активности дошкольников на развивающих занятиях

• Эмоционально-личностное развитие дошкольников

• Развитие социально-коммуникативных компетенций дошкольников

• Формирование произвольности поведения и самоконтроля

Сочетая элементы игры и учения, игровая технология является фундаментом всего дошкольного образования. Эффективность использования игровых технологий в воспитательно-образовательном процессе подтверждаются, прежде всего, высокой мотивацией  наших воспитанников к совместной деятельности с педагогами ДОУ, а так же высокими результатами педагогических мониторингов.

Инновационные подходы в образовательном процессе

     Цель: создание условий для реализации инновационных процессов в ДОУ, применение педагогами знаний, умений, навыков, приобретенных в профессиональной деятельности, а также формирование полноценного физического, духовного психоэмоционального здоровья, межличностного, группового, развивающего взаимодействия  детей, родителей, педагогов и специалистов.

            Задачи:

-  внедрять инновационные технологии для повышения профессиональной культуры педагогов;

-  выработать системный подход у педагогов в отношении эффективной организации внедрения инновационных технологий в педагогическую деятельность;

-  воспитывать социально–личностные качества дошкольников, умеющих мыслить неординарно и творчески;

-  развивать инициативность, любознательность, произвольность, способность к творческому самовыражению, стимулировать коммуникативную, познавательную, игровую и другие виды деятельности;

-  научить детей применять современные инновационные технологии, направленные на успешную социализацию личности в обществе и повышение уровня интеллектуального мышления, творческого мышления и воображения, познавательных способностей, а также коммуникативных навыков.

 

 

Характеристика системы психолого – педагогического сопровождения МБДОУ № 11 «Голубой вагон» г. Сальска

      Система комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями речи

Коррекционно-развивающее направление образовательного процесса в МДОУ Детский сад №11 представлено двумя направлениями: логопедическая коррекция и коррекционно-развивающая работа педагога-психолога.

Содержание образовательного процесса в комбинированных группах определяется следующими программами:

- Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» /

Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

-«Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» (авторы Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина)

- Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей дошкольного возраста «Цветик-семицветик»  Н.Ю.Куражева, Н.В.Вараева.

  Цель: формирование и развитие речи детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).

     Задачи:

-        Практическое усвоение детьми лексических и грамматических средств языка.

-        Совершенствование и развитие имеющейся у детей разговорной речи.

-        Формирование правильного произношения: воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношение, слоговой структуры слов, фонематического восприятия.

-        Подготовка к освоению грамоты.

Основные направления коррекционно-развивающей деятельности

1.     Диагностика речевых нарушений и особенностей интеллектуального развития ребенка

-      Ежегодное обследование речи детей 5—6 лет (по плану) и обследование речи детей 3-5лет (по запросу родителей) с целью оказания своевременной логопедической помощи ребенку, имеющему речевые нарушения.

-      Анализ медицинского и педагогического анамнеза, заключений врачей, результатов диагностики, проводимой психологами и педагогами.

-      Обследование детей с нарушениями речи в условиях ППк.

-      Динамическое наблюдение за ребенком с речевыми проблемами в процессе коррекционного обучения и воспитания

2.     Организация коррекционно-логопедической  коррекционно-развивающей работы

-      Комплектование подгрупп для коррекционно – развивающей деятельности.

-      Оформление документации.

-      Составление планов коррекционно-развивающей работы.

-      Создание   коррекционно-развивающей среды в  кабинете логопеда и педагога-психолога

3.     Коррекционно-педагогическая деятельность

-      Ведение логопедической работы по формированию, развитию всех компонентов речевой деятельности.

-      Предупреждение вторичных отклонений, обусловленных первичными речевыми нарушениями.

-      Развитие когнитивных функций и произвольной сферы дошкольников

4.     Профилактическая и консультативная работа

-      Предупреждение нарушений речи у дошкольников: выявление факторов риска в развитии речи, охрана нервно-психического здоровья и т.д.

-      Оказание консультативной помощи родителям, дети которых имеют проблемы в развитии речи.

-      Методическая помощь педагогам ДОУ по вопросам профилактики речевых нарушений, коррекции речи.

5.     Повышение профессионального мастерства участников коррекционно-педагогического процесса

-      Самообразование по вопросам оптимизации методов и содержания коррекционно-развивающей работы.

-      Участие в работе методических объединений.

-      Своевременное прохождение аттестации с целью повышения уровня   квалификации, профессионализма.

-      Разработка и совершенствование педагогических, коррекционных и диагностических методик.

-      Участие в выставках, семинарах, конференциях по проблемам коррекции психофизических недостатков детей.

6.     Анализ результатов коррекционно-педагогической работы

-      Изучение выводов и рекомендаций ППк

-      Составление индивидуальных коррекционных планов на каждого ребенка.

-      Внедрение новых технологий, вариативных форм оказания коррекционно-логопедической помощи.

-      Взаимодействие учителя -  логопеда, воспитателей, психолога и других профильных специалистов по преодолению отставаний в речевом и психофизическом развитии детей.

-      Привлечение родителей к участию в коррекционной работе с детьми с целью закрепления умений и навыков, полученных ими на логопедических занятиях.

-      Участие в работе психолого-педагогического консилиума МДОУ.

-      Подведение итогов логопедической работы за год на педагогическом совете.

-      Информирование родителей о результатах коррекционной работы по формированию правильной речи у детей.