В образовательном процессе МБДОУ № 11 «Голубой вагон» г. Сальска активно применяются как традиционные, так и инновационные педагогические технологии. Проектируя образовательный процесс, мы в первую очередь, ориентируемся на решение актуальных проблем, на необходимость обеспечения высокого качества образовательных услуг, а также на социальные запросы родителей и необходимость внедрения в образовательный процесс современных методик и форм обучения.
Здоровьесберегающие технологии направлены на укрепление здоровья ребенка, привитие ему здорового образа жизни. Это особенно актуально в свете ухудшения экологии, общей картины здоровья, неправильного питания.
Цель: формировать у дошкольников представление о значимости физического и психического здоровья человека; воспитывать умение беречь и укреплять своё здоровье
Задачи:
- воспитывать у дошкольников культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;
- развивать психические и физические качества и проводить профилактические мероприятия, способствующие укреплению здоровья дошкольников;
- обучать дошкольников пониманию смысла здорового образа жизни и её ценности и ценности жизни других людей.
Средства реализации данной технологии
Помимо медико-профилактических мероприятий, здоровьесберегающая технология реализуется посредством системного использования в режимных моментах, во время ООД и занятий со специалистами следующих методик:
- Упражнения из «Гимнастики мозга» (П.Деннисона)
- Игры и упражнения с шариками «СУ-ДЖОК»
- Игры-упражнения с песком
- Пальчиковая гимнастика
- Подвижные и малоподвижные игры
- Артикуляционная гимнастика
- Гимнастика для глаз
- Динамические паузы и физминутки
- «Гимнастика – пробуждение после сна» (Ефименко Н.Н.)
В МБДОУ проводится большое количество спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятий. Эффективность применения здоровьесберегающих технологий в нашем детском саду подтверждается средним показателем пропущенных дней при посещении дошкольной образовательной организации по болезни на одного воспитанника.
Проектно-исследовательская деятельность помогает ребенку выявлять актуальную проблему и посредством ряда действий ее решить. Реализуется педагогами совместно с детьми и родителями воспитанников.
Цель: становление у дошкольников научно-познавательного, практически-деятельного, эмоционально-нравственного отношения к действительности.
Задачи:
- воспитывать потребность изучать окружающий мир через проектно - исследовательскую деятельность;
- развивать творческую активность познавательных процессов;
- учить решать исследовательские задачи, применяя новые инновационные методы и средства.
Проектно-исследовательская деятельность в нашем ДОУ за последние годы стала одной из востребованнейших форм совместной работы педагогов, воспитанников и родителей воспитанников. Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками и их родителями становится сегодня оптимальным, инновационным и перспективным методом развития и укрепления социально-партнерских отношений.
Планирование работы в рамках проектной деятельности происходит на стадии разработки Рабочей программы каждого педагога перед началом учебного года. В младшей и средней возрастных группах планируется к проведению два проекта в год, а в старшем подготовительном возрасте – три проекта в течение учебного года. Наиболее успешные педагогические проекты принимают участие в региональных и всероссийских образовательных конкурсах.
Личностно-ориентированные технологии обеспечивают условия для развития индивидуальности ребенка, определяют стиль общения педагога с воспитанниками и особенности организации образовательной деятельности конкретной группы, с учетом индивидуальных особенностей и потребностей каждого воспитанника.
Информационно-коммуникативные технологии. На сегодняшний день нашим воспитателям доступен довольно обширный выбор применения ИКТ в своей практике. Это компьютер, использование сети интернет, телевизор, видео, различного рода мультимедиа. Воспитатели стали для ребенка проводником в мир новых технологий, который в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме помогает развить логическое мышление детей, усилить творческую составляющую образовательного процесса.
Реализуя данную технологию, педагоги решают следующие задачи:
- Стимулирование познавательной активности и познавательной мотивации дошкольников
- Оптимизация взаимодействия педагогов с родителями воспитанников и педагогами ДОУ
- Обеспечение разнообразия форм поддержки образовательного процесса.
В МБДОУ № 11 «Голубой вагон» г. Сальска постоянно функционирует официальный сайт образовательной организации и персональные сайты воспитателей и специалистов. Официальный сайт-это визитная карточка дошкольного образовательного учреждения, его основная задача - полное информирование родителей воспитанников об особенностях работы ДОУ. Сайт МБДОУ постоянно обновляется.
Технология социального партнерства – это система взаимодействия между родителями воспитанников и педагогами ДОУ, в основе которого лежит взаимное уважение, равноправие, сотрудничество в сложных или спорных моментах.
Социальное партнерство предполагает:
- единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей, а также общая заинтересованность в их достижении;
- помощь, уважение и доверие ребенку как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;
- знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи и их максимальное использование в совместной работе родителями;
- возможность для родителей беспрепятственного общения с педагогами и специалистами детского сада по вопросам воспитания и развития ребенка;
- изучение социального запроса родителей создание условий для возможностей вариативного участи родителей в жизни дошкольного образовательного учреждения.
Реализация данной технологии в нашем ДОУ начинается с:
- Полного информирования родителей особенностях работы дошкольного учреждения, создания условий для психолого-педагогического просвещения родителей с использованием современных информационных технологий. В связи с этим особое внимание мы уделяем своевременному обновлению контента официального сайта. ? Изучение социального запроса родителей, их актуальных потребностей, оценка готовности родителей к участию в различных педагогических мероприятиях и их пожеланий к педагогическому процессу в ДОУ. Такая работа проводится в форме анкетирования, родительских собраний, индивидуальных бесед педагогов с родителями, а также в формате онлайн на сайте ДОУ.
Родители, в свою очередь, выбирают ту форму взаимодействия с детским садом, которая им ближе и интересней:
- участие в конкурсных и праздничных мероприятиях, общение с педагогами и специалистами ДОУ в групповом или индивидуальном консультировании (в том числе и с использованием электронной почты);
- участие в педагогических проектах воспитателей и специалистов, участие в «творческих домашних заданиях» (детское экспериментирование, изготовление поделок, коллажей, игрушек и костюмов, и др.)
- участие в организации и проведении ООД , детских экскурсиях и игровых досугах.
Открытость и доброжелательность педагогов, их интерес к использованию современных педагогических технологий, мотивируют родителей на сотрудничество и активное участие в жизни детского сада.
Игровые технологии – это ведущий способ организации деятельности детей в МБДОУ № 11 «Голубой вагон» г. Сальска. Игровая технология опирается на принцип активности ребенка и характеризуется высоким уровнем мотивации и естественной потребностью дошкольника к познавательной деятельности.
Задачи, которые ставят перед собой педагоги, реализуя данную технологию:
• Создание благоприятной эмоциональной атмосферы, повышение познавательной активности дошкольников на развивающих занятиях
• Эмоционально-личностное развитие дошкольников
• Развитие социально-коммуникативных компетенций дошкольников
• Формирование произвольности поведения и самоконтроля
Сочетая элементы игры и учения, игровая технология является фундаментом всего дошкольного образования. Эффективность использования игровых технологий в воспитательно-образовательном процессе подтверждаются, прежде всего, высокой мотивацией наших воспитанников к совместной деятельности с педагогами ДОУ, а так же высокими результатами педагогических мониторингов.
Инновационные подходы в образовательном процессе
Цель: создание условий для реализации инновационных процессов в ДОУ, применение педагогами знаний, умений, навыков, приобретенных в профессиональной деятельности, а также формирование полноценного физического, духовного психоэмоционального здоровья, межличностного, группового, развивающего взаимодействия детей, родителей, педагогов и специалистов.
Задачи:
- внедрять инновационные технологии для повышения профессиональной культуры педагогов;
- выработать системный подход у педагогов в отношении эффективной организации внедрения инновационных технологий в педагогическую деятельность;
- воспитывать социально–личностные качества дошкольников, умеющих мыслить неординарно и творчески;
- развивать инициативность, любознательность, произвольность, способность к творческому самовыражению, стимулировать коммуникативную, познавательную, игровую и другие виды деятельности;
- научить детей применять современные инновационные технологии, направленные на успешную социализацию личности в обществе и повышение уровня интеллектуального мышления, творческого мышления и воображения, познавательных способностей, а также коммуникативных навыков.
Характеристика системы психолого – педагогического сопровождения МБДОУ № 11 «Голубой вагон» г. Сальска
Система комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями речи
Коррекционно-развивающее направление образовательного процесса в МДОУ Детский сад №11 представлено двумя направлениями: логопедическая коррекция и коррекционно-развивающая работа педагога-психолога.
Содержание образовательного процесса в комбинированных группах определяется следующими программами:
- Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» /
Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
-«Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» (авторы Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина)
- Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей дошкольного возраста «Цветик-семицветик» Н.Ю.Куражева, Н.В.Вараева.
Цель: формирование и развитие речи детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).
Задачи:
- Практическое усвоение детьми лексических и грамматических средств языка.
- Совершенствование и развитие имеющейся у детей разговорной речи.
- Формирование правильного произношения: воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношение, слоговой структуры слов, фонематического восприятия.
- Подготовка к освоению грамоты.
Основные направления коррекционно-развивающей деятельности
1. Диагностика речевых нарушений и особенностей интеллектуального развития ребенка
- Ежегодное обследование речи детей 5—6 лет (по плану) и обследование речи детей 3-5лет (по запросу родителей) с целью оказания своевременной логопедической помощи ребенку, имеющему речевые нарушения.
- Анализ медицинского и педагогического анамнеза, заключений врачей, результатов диагностики, проводимой психологами и педагогами.
- Обследование детей с нарушениями речи в условиях ППк.
- Динамическое наблюдение за ребенком с речевыми проблемами в процессе коррекционного обучения и воспитания
2. Организация коррекционно-логопедической коррекционно-развивающей работы
- Комплектование подгрупп для коррекционно – развивающей деятельности.
- Оформление документации.
- Составление планов коррекционно-развивающей работы.
- Создание коррекционно-развивающей среды в кабинете логопеда и педагога-психолога
3. Коррекционно-педагогическая деятельность
- Ведение логопедической работы по формированию, развитию всех компонентов речевой деятельности.
- Предупреждение вторичных отклонений, обусловленных первичными речевыми нарушениями.
- Развитие когнитивных функций и произвольной сферы дошкольников
4. Профилактическая и консультативная работа
- Предупреждение нарушений речи у дошкольников: выявление факторов риска в развитии речи, охрана нервно-психического здоровья и т.д.
- Оказание консультативной помощи родителям, дети которых имеют проблемы в развитии речи.
- Методическая помощь педагогам ДОУ по вопросам профилактики речевых нарушений, коррекции речи.
5. Повышение профессионального мастерства участников коррекционно-педагогического процесса
- Самообразование по вопросам оптимизации методов и содержания коррекционно-развивающей работы.
- Участие в работе методических объединений.
- Своевременное прохождение аттестации с целью повышения уровня квалификации, профессионализма.
- Разработка и совершенствование педагогических, коррекционных и диагностических методик.
- Участие в выставках, семинарах, конференциях по проблемам коррекции психофизических недостатков детей.
6. Анализ результатов коррекционно-педагогической работы
- Изучение выводов и рекомендаций ППк
- Составление индивидуальных коррекционных планов на каждого ребенка.
- Внедрение новых технологий, вариативных форм оказания коррекционно-логопедической помощи.
- Взаимодействие учителя - логопеда, воспитателей, психолога и других профильных специалистов по преодолению отставаний в речевом и психофизическом развитии детей.
- Привлечение родителей к участию в коррекционной работе с детьми с целью закрепления умений и навыков, полученных ими на логопедических занятиях.
- Участие в работе психолого-педагогического консилиума МДОУ.
- Подведение итогов логопедической работы за год на педагогическом совете.
- Информирование родителей о результатах коррекционной работы по формированию правильной речи у детей.