«Здоровый образ жизни в семье»


      «Здоровый образ жизни в семье»! Все родители хотят, чтобы их ребенок рос здоровым, сильным,крепким, выносливым. Но очень часто забывают о том, что хорошиефизические данные обусловлены тем образом жизни, который ведетсемья, двигательной активностью ребенка. Результаты последнихисследований подтверждают, что в современном высокотехнологичном обществе необходимо будет уделять гораздобольше внимания здоровому образу жизни, физическому развитиючеловека, поскольку становится все меньше стимулов дляестественного движения. Мы живем в экономно построенныхквартирах, темп современной жизни вынуждает нас часто пользоватьсяличным или городским транспортом, получать информацию спомощью радио, телевидения, интернета - все это требует крепкогоздоровья. Учеба и сидячая работа обусловливают необходимостьдвигательной компенсации - с помощью занятий физкультурой испортом, игр, активного отдыха. В связи с этим мы обязаны научитьнаших детей своевременно и полностью использовать благотворноевоздействие физических упражнений - как жизненную необходимостьв противовес «болезням цивилизации». «Берегите здоровье смолоду!» - эта пословица имеет глубокий смысл.Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рожденияребенка для того чтобы у человека уже выработалось осознанноеотношение к своему здоровью.

** Условия, от которых зависит направленность формированияличности ребенка, а также его здоровье, закладываются в семье. То, чтопрививают ребенку с детства и отрочества в семье в сференравственных, этических и других начал, определяет все егодальнейшее поведение в жизни, отношение к себе, своему здоровью издоровью окружающих.

** Поэтому родители должны сами воспринять философию ЗОЖ ивступить на путь здоровья.

 ** Существует правило: "Если хочешь воспитать своего ребенказдоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!".

                   Понятие о здоровом образе жизни включает в себя много аспектов.

    Во-первых, соблюдение режима дня. В детском саду режимсоблюдается, а вот дома не всегда. Необходимо объяснить детям, чтонужно рано ложиться и рано вставать. И неукоснительно соблюдатьэто правило.

    Во-вторых, это культурно-гигиенические навыки. Дети должныуметь правильно умываться, знать, для чего это надо делать. Вместе с детьми рассматривайте ситуации защиты от микробов иделайте вывод, который дети должны хорошо усвоить: не есть и непить на улице; всегда мыть руки с мылом, вернувшись с улицы, передедой, после туалета. Вместе с детьми посчитайте, сколько раз в день имприходится мыть руки;

    В-третьих, культура питания. Нужно есть больше овощей ифруктов. Рассказать детям, что в них много витаминов А, В, С, Д, вкаких продуктах они содержатся и для чего нужны. - Витамин А - морковь, рыба, сладкий перец, яйца, петрушка. Важнодля зрения. - Витамин В - мясо, молоко, орехи, хлеб, курица, горох (для сердца). - Витамин С - цитрусовые, капуста, лук, редис, смородина (отпростуды). - Витамин Д - солнце, рыбий жир (для косточек).

    В-четвертых, это гимнастика, физзанятия, занятия спортом,закаливание и подвижные игры. Если человек будет заниматьсяспортом, он проживет дольше. "Береги здоровье смолоду". Детидолжны знать, почему так говорят. Обязательно ежедневно проводитьгимнастику Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитиеи состояние здоровья ребёнка, двигательной активности принадлежитосновная роль. От степени развития естественной потребности ребенкав движении во многом зависят развитие двигательных навыков,памяти, восприятия, эмоции, мышления. Поэтому очень важнообогащать двигательный опыт ребёнка.

** В дошкольном возрасте ребенок еще не способен осознанно иадекватно следовать элементарным нормам гигиены и санитарии,выполнять требования ЗОЖ, заботиться о своем здоровье. Все этовыдвигает на первый план задачу перед родителями по выработке умаленького ребенка умений и навыков, способствующих сохранениюсвоего здоровья.

 ** Безусловно, здоровье детей напрямую зависит от условий жизни всемье, санитарной грамотности, гигиенической культуры родителей иуровня их образования.

** Как правило, у нас, взрослых, возникает интерес к проблемевоспитания привычки к здоровому образу жизни лишь тогда, когдаребёнку уже требуется психологическая или медицинская помощь.Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, аформируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи, вкоторой родился и воспитывался ребенок.

** Ребенок должен узнать лучшие семейные российские традиции,понять значение и важность семьи в жизни человека, роль ребенка всемье, освоить нормы и этику отношений с родителями и другимичленами семьи. Духовное здоровье - это та вершина, на которуюкаждый должен подняться сам. ЗОЖ служит укреплению всей семьи.

** Основной задачей для родителей является: формирование уребенка нравственного отношения к своему здоровью, котороевыражается в желании и потребности быть здоровым, вести ЗОЖ. Ондолжен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность,главное условие достижения любой жизненной цели, и каждый самнесет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. Вэтом ничто не может заменить авторитет взрослого.

 ** Домашний режим дошкольника – одна из важных составляющихсемейного воспитания, позволяющих сохранять высокий уровеньработоспособности, отодвинуть утомление и исключитьпереутомление. Семья организует рациональный домашний режим -он должен соответствовать режиму в дошкольном учреждении.

** Формируя здоровый образ жизни ребенка, родители должныпривить ребенку основные знания, умения и навыки: - знание правил личной гигиены, гигиены помещений, одежды, обуви; - умение правильно строить режим дня и выполнять его; - умение взаимодействовать с окружающей средой: понимать, прикаких условиях (дом, улица, дорога, парк, детская площадка безопаснадля жизни и здоровья; - умение анализировать опасные ситуации, прогнозироватьпоследствия и находить выход из них; - знание основных частей тела и внутренних органов, их расположениеи роль в жизнедеятельности организма человека; - понимание значения ЗОЖ для личного здоровья, хорошегосамочувствия, успехов в занятиях; - знание основных правил правильного питания; - знание правил сохранения здоровья от простудных заболеваний; - умение оказывать простейшую помощь при небольших порезах,ушибах; - знание правил профилактики заболеваний позвоночника, стопы,органов зрения, слуха и других; - понимание значения двигательной активности для развитияздорового организма;

** Еще очень важная проблема, связанная со здоровьем детей – этопросмотр телевизора и пользование компьютером. Компьютер ителевизор, несомненно, полезны для развития кругозора, памяти,внимания, мышления, координации ребенка, но при условии разумногоподхода к выбору игр и передач, а также непрерывного временипребывания ребенка перед экраном, которое не должно превышать 30минут.

** Важность физического воспитания детей в семье, доказать, что этоочень серьёзная проблема в современном воспитании детей. Насокружают машины, компьютеры, виртуальные игры - предметы,которые очень интересны нам, но как раз, из-за которых мы очень малодвигаемся. Современные дети видят больший интерес в виртуальнойигре, чем в реальной игре в футбол или теннис. Главная болезнь ХХIвека - гиподинамия, т.е. малоподвижность.

** Родители считают заботу об укреплении здоровья детей деломважным, но лишь немногие по-настоящему используют для этоговозможности физической культуры.

** Физическое воспитание - составная часть интеллектуального,нравственного и эстетического воспитания ребенка. Поэтому,необходимо приучать ребенка к спорту. Наблюдения показывают, чтородители обычно активны и изобретательны в создании хорошихбытовых условий, в заботе о том, чтобы дети были красиво одеты,вкусно и сытно накормлены. Но чрезмерный комфорт и обильноепитание при недостаточно активном двигательном режиме зачастуюбытовую лень, ослабляют здоровье, уменьшают работоспособность.Родители должны показывать своим детям пример активной,интересной и подвижной жизни. Движение - основное проявлениежизни, средство гармоничного развития личности. Важно обострить уребенка чувство «мышечной радости» - чувство наслаждения,испытываемое здоровым человеком при мышечной работе. Чувствоэто есть у каждого человека от рождения. Но длительныймалоподвижный образ жизни может привести к почти полному егоугасанию. Не упустить время - вот главное, что надо знать родителям на этот счет.

** Занятия спортом также помогают сложиться важным качествамличности: настойчивости в достижении цели, упорству;положительные результаты этих занятий благотворны дляпсихического состояния детей, особенно если это совместные занятиядетей и родителей. Такие занятия приносят положительные результаты: - пробуждают у родителей интерес к уровню «двигательной зрелости»детей и способствуют развитию у детей двигательных навыков всоответствии с их возрастом и способностями; - углубляют взаимосвязь родителей и детей; - предоставляют возможность позаниматься физкультурой за короткийотрезок времени не только ребенку, но и взрослому: родительпоказывает ребенку те или иные упражнения и выполняетбольшинство из них вместе с ним; - позволяют с пользой проводить то свободное время, которое матьили отец посвящают ребенку, служат взаимообогащению,способствуют всестороннему развитию ребенка. Замечательно, если родители учат ребенка, помогают ему и самиучаствуют в соревнованиях и спортивных мероприятиях в детскомсаду. Спортивные интересы в такой семье становятся постоянными. Большое значение для всестороннего, гармоничного развития ребенкаимеют подвижные игры. Участие ребенка в игровых заданияхразличной интенсивности позволяет осваивать жизненно важныедвигательные умения в ходьбе, беге, прыжках, равновесии, лазанье,метании. Особенностью подвижной игры является комплексностьвоздействия на все стороны личности ребенка: осуществляетсяфизическое, умственное, нравственное и трудовое воспитание;повышаются все физиологические процессы в организме, улучшаетсяработа всех органов и систем; развивается умение разнообразноиспользовать приобретенные двигательные навыки. ** Дети, увлеченные сюжетом игры, могут выполнять синтересом физические упражнения много раз, не замечаяусталости. Увеличение нагрузки в свою очередьспособствует повышению выносливости.

**Во время игры дети действуют в соответствии справилами. Это регулирует поведение играющих ипомогает выработать положительные качества: выдержку,смелость, решительность и др. Изменение условий игрыспособствует развитию самостоятельности, активности,инициативы, творчества, сообразительности и др. Здоровье - это счастье! Это когда ты весел и все у тебяполучается. Здоровье нужно всем - и детям, и взрослым, идаже животным. Мы желаем Вам быть здоровыми!

 

«Здоровый ребенок-

 

это счастье  родителей»!

 

     Здоровый ребенок – это счастье родителей! К сожалению, таким он не может стать сам. С ребенком необходимо заниматься.

     Ранний возраст – важный период в формировании личности, период, когда закладываются основы физического здоровья. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Очень важно вовремя научить малыша правильно ходить, бегать, прыгать, ползать, действовать с различными предметами, владеть кистями и пальцами рук, выполнять движения в соответствии с текстом, управлять мышечным напряжением.

    Движение –это основа восприятия и переработки информации об окружающем мире. Именно в процессе движения, сопровождаемого словами, песенками, прибаутками, музыкой, решаются задачи речевого развития ребенка:

-прогрессирует понимание речи;

-обогащается активный словарь;

-начинается фразообразование;

-усложняется наглядно-действенное мышление;

-естественно происходит развитие мышечной системы и двигательных навыков;

-формируется эмоционально-волевая сфера.

  Уровень сформированности двигательных навыков ребенка раннего возраста является показателем нормального или патологического развития.

   Утренняя зарядка способствует активному переходу от сна к бодрствованию. Она позволяет сохранить бодрость и работоспособность в течение всего дня. Недаром говорят: «Зарядку делай каждый день – пройдут усталость, вялость, лень!». Наконец, утренняя зарядка – это первый шаг на пути к спорту. Утренняя зарядка – самый доступный для всех вид физической культуры. Ёе можно делать самостоятельно, однако занятия физическими упражнениями в коллективе, с родителями, всей семьей проходят интереснее, веселее, продуктивнее. Поддерживайте ребенка в его стремлении быть активным и создавайте условия для этого. Именно движения делают ребенка выносливым, ловким, сообразительным.

  Сколько должен двигаться здоровый ребенок в течение дня? Двигательная активность зависит от индивидуальных особенностей. Дети со средней активностью, как правило не вызывают у родителей тревоги: поведение у них уравновешенно, они не переутомляются, такой ребенок бегает, прыгает столько, сколько может. Другое дело – дети с повышенной активностью. Они не уравновешенны, не могут регулировать свое поведение, быстро переутомляются, не склонны к выполнению упражнений, требующих  точности, координации. Ни в коем случае резко не прекращайте двигательную активность ребенка. Переход должен быть постепенным.

   Малоактивные дети не склонны много бегать, предпочитают играть в песочнице, что вполне устраивает родителей. Однако, надо знать, что у таких детей медленнее формируются двигательные навыки. Им не хватает ловкости, выносливости, они избегают подвижных игр со сверстниками.

   Как сделать, чтобы ребенок хотел двигаться? Эту задачу поможет решить совместная деятельность детей и взрослых (предложите догнать вас). Хорошо активизируют действия малыша игрушки (мяч). Не теряйте времени, приступайте к обучению ребенка основным движениям. Прежде всего - создайте условия! В распоряжении малыша должны быть разнообразные игрушки, пособия (каталки, машинки, ящики и коробки, дорожки из клеенки, надувные бревна, мячи...).

  Движение требует пространства. Выделите в комнате место, где малыш может свободно двигаться. Необходимо также проводить специальные занятия, привлекать ребенка к участию в подвижных играх, делать с ним утреннюю гимнастику.

   Каким видом спорта можно заниматься зимой?

    Отдельные элементы спортивных занятий лучше всего осваивать с родителями. Гуляя с ребенком, дайте ему возможность свободно бегать и прыгать. Прогулки сочетайте с занятиями сезонными видами спорта. Всем детям доступна ходьба на лыжах, (по ровной местности, а также скатывание с небольших отлогих пригорков). При спуске ребенок скользит одновременно на обеих лыжах, ноги слегка согнуты в коленях, руки с палками одновременно выносятся вперед. На прогулках можно использовать «буксировку» (малыш стоит на лыжах, а родители – папа и мама – тянут его за палки или веревку, изображая паровоз с вагонами или буксир с баржей).

   Катание на санках – самое доступное веселое развлечение, доступный вид физкультуры. Поднимаясь с санками на горку, ребенок совершает значительную мышечную работу, само катание доставляет удовольствие.

    Мощным фактором закаливания является и средством физического воспитания является плавание. Если ваш ребенок не посещал раньше бассейн в поликлинике (лозунг воспитания детей сейчас – «плавать раньше, чем ходить»), то можно обучать детей плаванию уже с 4-го года жизни. У детей с риском нарушения осанки предпочтительнее стиль «брасс».

    Каким видом спорта можно заниматься летом?

Отдельные элементы спортивных занятий лучше всего осваивать с родителями. Летом можно учить ребенка катанию на роликовых коньках на асфальтированной дорожке (с 5 лет!). При этом необходимо защитить голову ребенка шлемом, а локтевые и коленные суставы – специальными защитными накладками.

    Велосипед способствует укреплению мышц, тренировке равновесия, совершенствованию координации движений, воспитывает смелость, решительность. С 4 лет можно учить ребенка езде на велосипеде.

Как определить, соответствует ли велосипед росту ребенка? Для ребенка 4 – 5 лет расстояние от сиденья до опущенной вниз педали, расстояние от руля до сидения по вертикали не должно быть больше 18 см. Обучая детей катанию на велосипеде, необходимо воспитывать у них внимание и дисциплинированность при езде, знакомить с правилами дорожного движения. Важно следить за правильностью посадки на велосипеде и осанкой. Для профилактики нарушений осанки рекомендуется устраивать перерывы в катании, во время которых малышу целесообразно заняться подвижными играми.

   Детям с нарушениями осанки длительное катание на велосипеде не рекомендуется, равно как и детям с высоким риском сколиоза.

   Таким образом, условия, в которых ребёнок живёт в семье, имеют не менее существенное значение для формирования его здоровья, чем условия его пребывания в детском саду. Если в семье сложились доброжелательные  взаимоотношения, соблюдается режим дня, соответствующий возрасту дошкольника, если у него есть возможность много времени проводить на воздухе в активных занятиях и играх, если в семье имеется спортивный инвентарь (лыжи, велосипед, санки и д.) - всё это служит основой для воспитания здорового ребёнка.